Далеко не все выпускники аграрных вузов готовы работать «на земле» - хорошо если треть из них принимает для себя такое решение, при этом часть, поработав год-другой уходит в смежные сферы. Попробуем взглянуть на эту проблему с другой стороны баррикад: чего хочет молодой специалист?
Достойная зарплата. Здесь понятия у работодателя и работника очень разнятся. Обычно для молодого специалиста, который только пришел в отрасль и не имеет практического опыта ставится плата средняя по рынку. Зачастую амбиции у выпускника высокие, он хочет много и сразу. И здесь нужна золотая середина – даже если вы готовы платить на порядок больше, нет гарантии, что это сработает. Если же видите, что человек толковый, с горящими глазами, опишите ему перспективу и будьте готовы вкладываться в его обучение, если хотите, чтобы он вырос в настоящего спеца и работал у вас долго.
Жилье. Не каждый готов оплачивать квартиру для работника. Часто это общаги с рабочими, а то и бытовки-вагончики. Если молодой спец семейный, эти варианты его не устроят. Мало того, что уехал за тридевять земель, так еще и живешь в скворечнике. А если еще есть и молодая жена, которая этим недовольна – тут уже не до работы. Как вариант: жилье и землю под минимальный процент или в собственность через 10-15 лет. Работник замотивирован и не сбежит от вас, если у него тут дом свой стоит, огородик и детишки уже имеются.
Атмосфера в коллективе. Не всегда вчерашнего выпускника благосклонно воспринимают в коллективе: дескать ты молодой, ничего не знаешь. Это нужно пресекать сразу, он пришел к вам работать и учиться делать это правильно, а не выслушивать нравоучения. Неплохо периодически проводить совместные мероприятия с коллективом: праздники, походы и пр. (понятно, что времени для этого немного, но найти можно). Такая элементарная вещь и коллектив объединяет и не дает новому человеку чувствовать себя в нем чужим.
Обучение и образование. Важно обучать и развивать работников предприятия: специалистов нужно отправлять на семинары, выставки, курсы повышения, на другие успешные предприятия перенимать опыт. Специалисту важно понимать, что он не стоит на месте, развивается, растет, увеличивает багаж знаний, еще лучше – если он делает это вместе с коллегами, готовыми делиться с ним опытом.