Селекционер и один из создателей поволжских сортов твердой озимой пшеницы об используемых методах селекции и новых популяциях.
Традиционно сильной стороной российской селекции считаются зерновые. Твердая пшеница – основное сырье для переработки на высококачественные макаронные изделия и крупы. Но сейчас, по оценкам специалистов, производство твердого зерна существенно отстает от существующей потребности. Поэтому выведение новых сортов становится важной задачей.
Валерий Лапшин является одним из создателей поволжских сортов озимой твердой пшеницы, адаптированных для выращивания в условиях Поволжья. Мы говорили с ним о методах селекции и новых сортах.
- Валерий Михайлович, в селекции вы работаете много лет. Какие методы при выведении популяций вы используете в своей работе?
- Я не сторонник генной инженерии. В первую очередь, потому что впоследствии все эти формы, полученные с помощью генных изменений, придется проверять с помощью традиционной селекции.
Пробовал работу in vitro с селекционным материалом пшеницы: начиная с клеток, приходил к зародышу, пересаживал его на разные виды. Но в итоге - опять возвращался к тому моменту, от которого отталкивался - традиционной селекции.
- Спидбридинг сейчас активно популяризуется в России. Ваше мнение по поводу этой технологии?
- К спидбриндингу тоже отношусь настороженно. Это направление, я считаю, чревато тем, что выделяется чистая линия. Как правило, у пшеницы чистых линий быть не может по определению, никогда. В каждом колоске, в каждом семени имеется определенную индивидуальность….
Так что наш метод - метод педигри. Это индивидуальный отбор растений. В процессе работы делаются заметки, например, о мощности, сроке созревания, устойчивости к определенной болезни или насекомому и другие полезные сведения. По урожайности я в основном отбираю по зерну, учитываем эффективность колоса, ну и такие банальные моменты, как зимостойкость, жаростойкость, зимоустойчивость.
- Предыдущие попытки селекционеров создать твёрдый сорт озимой пшеницы для самарского региона не давали желаемых результатов. Потом появилась «Кошелёвская» - первый в ПФО сорт озимой твердой пшеницы, который способен без потерь вынести морозы и летнюю засуху. В чем ее уникальность?
- Если говорить о «Кошелёвской» — это твердая пшеница с повышенным содержанием клейковины, причем клейковины доброкачественной. Индекс деформации клейковины (ИДК) – важный показатель, характеризующий качество зерна пшеницы. Он определяет способность клейковины сопротивляться деформирующему действию при сжатии. Чем индекс ниже, тем клейковина прочнее (тем короче тянется), чем больше - тем слабее и податливее. Коэффициент деформации говорит о многом. У «Кошелёвской» ИДК - первой и редко второй группы.
Многие считают поэтому, что «Кошелёвская» универсальна. Но мы зарегистрировали ее только по одной зоне. И сейчас подготовили целую линейку из десяти популяций. Заметьте, я не говорю сортов, а именно популяций для разных зон. Я не оговорился. Если формулировать чисто биологически, то у пшеницы нет сортов. Это всё - популяции. И эти популяции только в разной степени соответствуют тому представлению о совершенстве, тем качествам, над которыми работает селекционер. И достичь этого совершенства невозможно, поэтому появляются все новые популяции. И в этом прелесть нашей работы.
- Сейчас над чем работаете?
-Есть у нас сорт «Виктория» — это особый случай. Она должна была заявить о себе даже раньше Кошелёвской. Но так получилось, что Кошелёвская выстрелила первая, ее качества быстрее себя проявили. Но в Виктории заложен большой потенциал фито-устойчивости. Она наименее подвержена снежной плесени, - а эта болезнь в нашей зоне проявляется очень сильно, особенно при большом снежном покрове. Она устойчива к ржавчине как листовой, так и стеблевой. Ну и, я думаю, что линейка этих 10 популяций пшеницы, о которых я говорил и которые будут представлены в следующем году, обратят на себя внимание.